Гигиена детей и подростков.
Обучения в магистратуре по гигиена детей и подростков ведется с 2003 года, согласно Государственного Стандарта и требования 5А 720305 – Гигиена детей и подростков на базе направления бакалавриата 5720300 Медико-профилактическое дело. Продолжительность обучения 2 года. Процесс обучения состоит из 34 тем объединенных 8 блоков в виде семинарских занятии и практических ротаций. Магистратура заканчивается защитой магистерского научного проекта.
Перечень практических навыков по специальности
«Гигиена детей и подростков»
Магистр должен знать.
директивные документы по управлению, финансированию и планированию здравоохранения;
основы менеджмента в здравоохранении, основы управления служб профилактической медицины;
источники и пути распространения зооантропонозов;
эпидемиологические методы в решении распространенности инфекционных и неинфекционных болезней среди детского населения в зависимости от факторов окружающей среды;
санитарно-бактериологические методы исследования;
Магистр должен уметь:
- дать оценку физического развития ребенка основными методами, применяемыми ГДиП (метод индексов, сигмальных отклонений, шкал регрессии, процентилий), отметить недостатки и преимущества каждого метода.
- дать сравнительную оценку физического развития детских и подростковых коллективов.
- Оказывать методическую помощь медперсоналу детских и подростковых учреждений по оценке физического развития.
- оценивать морфофункциональные и биологические особенности подрастающего поколения.
- определять группы здоровья ребенка и степени риска вероятности возникновения отклонений в нём, вызваемого нарушениями в физическом развитии ребенка
- анализировать состояния здоровья детских и подростковых коллективов по распространенности нарушений и хронических заболеваний у детей
- проводить анализ состояния здоровья детей и подростков по данным заболеваемости, по обращаемости, количеству часто болеющих, индексу здоровья
- Освоить практические навыки по проведению антропометрических исследований детей и подростков — измерение роста, окружности грудной клетки, взвешивание, определение мышечной силы рук, спирометрия, определения осанки, вторичных половых признаков.
- разрабатывать методику отбора материалов физического развития детей и подростков для статистической разработки с целью выведения стандартов.
- определять точный возраст обследуемых детей, проведение возрастной группировки материала.
- проводить расчёт средних величин основных признаков физического развития способом моментов: средней арифметической взвешенной, среднего квадратического отклонения, а также ошибки средней арифметической, коэффициента вариации.
- составлять таблицы стандартов
- провести анализ медицинского контроля за развитием здоровьем дошкольников и учащихся на основе массовых скрининг-тестов и методы оздоровления в условия детского сада, школы
- дать гигиеническую оценку лечебно-оздоровительной работе в детских оздоровительных учреждениях
- анализировать нормы соблюдения при проектировании вновь строящихся и реконструируемых проектов ДУ;
- проводить санитарно- эпидемиологическую экспертизу проектов образовательных учреждений (ДДУ. школ, школ-интернатов, колледжей) с использованием нормативной документации и составлять заключение
- Работать с законодательными и нормативно-методическими документами
- оценить основные принципы размещения и планировки образовательных учреждений
- провести оценку планировки и благоустройства участка и здания на основании нормативной документации
- провести анализ степени соответствия проекта санитарным нормам и правилам и подготовить соответствующее заключение по форме 303.
- провести гигиенический анализ воздушной среды закрытых помещениях.
- дать гигиеническую оценку состава воздуха в помещениях.
- работать с КМК 2.01.05-98 «Естественное и искусственное освещение»;
- оценить генеральный план проектов ДПУ
- оценить ситуационный план проектов ДПУ
- провести оценку планировки и благоустройства участка и здания на основании нормативной документации
- определять отдельные размеры школьной мебели
- Дать гигиеническую оценку мебели в классе
- Составить план-задание для школы на приобретение мебели
- Дать оценку рабочей позы учащегося
- Обсудить позы учащихся
- определить и оценить функциональные размеры школьной мебели
- Определять, пользуясь соответствующими ГОСТами, принадлежность мебели к определенной группе
- Оценить правильность подбора мебели исходя из антропометрических показателей ребенка
- Оценить правильность расстановки мебели в учебном помещении и рассаживании учащихся исходя из состояния здоровья
- Оценить посадку учащихся за школьной мебелью
- дать гигиенической оценку различных видов деятельности.
- исследовать продолжительность и характер деятельности детей
- оценить режим дня детского коллектива и индивидуума в зависимости от возраста состояния здоровья, типа учреждения.
- дать гигиеническую оценку режиму дня детей дошкольного и школьного возраста с отклонением в состоянии здоровья
- дать гигиеническую оценку основным компонентам, учитывающийся при построении режима дня детей дошкольного и школьного возраста с отклонением в состоянии здоровья.
Гигиена питания
Обучение в магистратуре по гигиене питания ведется с 2003 года, согласно Государственный Стандарта и требования 5А 720304 — Гигиена питания на базе направления бакалавриата 5 720300 Медико — профилактическое дело. Продолжительность обучения 2 года. Процесс обучения состоит из 26 тем объединенных 6 блоков в виде семинарских занятии и практических ротаций. Магистратура заканчивается защитой магистерского научного проекта.
Перечень практических навыков но специальности «Гигиена питания» Магистр должен знать:
- Основные закономерности формирования патофизиологических и компенсаторных механизмов обмена веществ при основных алиментарных заболеваниях.
- Проблемы и задачи нутрициологии и диетологии в период перехода к рыночной экономике и общей экологической ситуации.
- Современные методы и методические приемы изучение состояния питания в связи с научно-техническим прогрессом.
- Отрицательные воздействия факторов окружающей среды на качество, пищевую и биологическую ценность сельскохозяйственного продовольственного сырья.
- Положительных и отрицательных последствиях применения различных теорий о питании.
- Критерии безопасности пищевой продукции по санитарно-экологическим и эпидемиологическим показателям.
- Принципы и методы нормирования потребностей организма в пищевых веществах , энергии и среднесуточных норм продовольственного обеспечения с ученом национальных привычен в питании и социально- экономического состояния.
- Физиологические, минимальные и оптимальное нормы потребности в пищевых энергии и продуктах питания для различных профессиональных и половозрастных гупп населения.
Магистр должен уметь:
- Разработать комплексных проектов и планов мероприятий по алиментарной профилактике распространённых заболеваний.
- Проведении и оценка данных экспериментальных и лабораторных исследований пищевой и биологический ценности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МАГИСТРОВ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
№ |
Дата |
Перечень тем практических занятий |
Ответственный по проведению практических занятий | |
I СЕМЕСТР | ||||
I | №1 Тематик блок: «Здоровье, физическое развитие и состояние питания детей в различных образовательных учреждениях » | |||
03.09.12
05.09.12 |
Проведение семинара по организации занятий в магистратуре | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
07.09.12 | Показатели состояния здоровья и факторы ее формирующие | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
08.09.12 | Принципы и основные показатели оценки состояния здоровья детей и подростков | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
10.09.12 | Факторы влияющие на здоровье детей и подростков. Критерии, характеризующие состояние здоровья. | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
12.09.12 | Социально-гигиенические аспекты состояния здоровья | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
14.09.12 | Критерии комплексной оценки состояния здоровья (группы здоровья) | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
15.09.12 | Критерии комплексной оценки состояния здоровья (группы здоровья | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
17.09.12
|
Динамика состояния здоровья детей | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
19.09.12 | Региональные особенности формирования здоровья детей и подростков | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
21.09.12
|
Ранговое распределение заболеваемости детей различных возрастных групп | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
22.09.12 | Организация углубленных медицинских осмотров | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
24.09.12 | Научно-педагогическая работа | |||
26.09.12 | Гигиеническая оценка организации углубленных медицинских осмотров | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
28.09.12
|
Основные закономерности роста и развития детского организма. Ускорение темпов роста и развития. | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
29.09.12 | Основные закономерности роста и развития детского организма. Ускорение темпов роста и развития. | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
03.10.12 | Основные теории акселерации | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
05.10.12
|
Возрастная периодизация детских и подростковых контингентов | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
06.10.12 | Возрастная периодизация детских и подростковых контингентов | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
08.10.12 | Научно-педагогическая работа | |||
10.10.12 | Физическое развитие детей и подростков | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
12.10.12
|
Основные показатели физического развития детей и подростков | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
13.10.12 | Факторы влияющие на физическое развитие детей и подростков | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
15.10.12 | Научно-педагогическая работа | |||
17.10.12 | Методы оценки физического развития | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
19.10.12
|
Критерии оценки биологического возраста | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
20.10.12 | Комплексная оценка физического развития | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
22.10.12 | Комплексная оценка физического развития | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
24.10.12 | Подготовка магистерских диссертаций | |||
25.10.12 | Развитие заболеваемости в зависимости от уровня физического развития | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
26.10.12
|
Развитие заболеваемости в зависимости от уровня физического развития | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
27.10.12 | Стандарты физического развития детей и подростков | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
29.10.12 | Научно-педагогическая работа | |||
31.10.12 | Разработка гигиенических мер по улучшению физического развития детей и подростков | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
02.11.12
|
Основные принципы рационалного питания детей и подростков | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
03.11.12 | Физиологические нормы потребности в пищевых веществах и энергии детей и подростков | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
05.11.12 | Подготовка магистерской диссертации | |||
07.11.12 | Особенности питания детей в различных детских учреждениях. | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
09.11.12
|
Особенности питания детей в различных детских учреждениях | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
10.11.12 | Особенности питания детей в различных детских учреждениях | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
12.11.12 | Научно-педагогическая работа | |||
14.11.12 | Гигиенические требования к составлению меню-раскладки в детских учреждениях | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
16.11.12
|
Основные принципы питания детей с отклонениями в состоянии здоровья | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
17.11.12 | Медицинский контроль за организацией питания в детских учреждениях | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
19.11.12 | Подготовка магистерской диссертации | |||
21.11.12 | Контроль за хранением и сроками реализации продуктов питания в детских учреждениях | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
23.11.12 | Контроль за технологией и качеством приготовления различных блюд для детей. | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
25.11.12 | Контроль за качеством и количеством рациона питания | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
26.11.12 | Научно –педагогическая работа | |||
II | №2 Тематик блок: «Гигиенические основы проектирования и строительства детских и подростковых учреждений» | |||
28.11.12 | Основные принципы проектирования и строительства детских и подростковых учреждений | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
30.11.12
|
Основные принципы проектирования и строительства детских и подростковых учреждений | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
01.12.12 | Основные принципы проектирования и строительства детских и подростковых учреждений | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
03.12.12 | Работа над магистерской диссертацией | |||
05.12.12 | Гигиеническая оценка земельного участка для строительства детских и подростковых учреждений | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
07.12.12
|
Основные этапы проектирования детских и подростковых учреждений | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
08.12.12 | Основные этапы проектирования детских и подростковых учреждений | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
10.12.12 | Научно-педагогическая работа | |||
12.12.12 | Гигиенические особенности планировки и строительства для детей с отклонениями в состоянии здоровья | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
14.12.12
|
Гигиеническая характеристика полимерных и других строительных материалов при строительстве детских и подростковых учреждений | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
15.12.12 | Организация ПСН при проектировании и реконструировании детских и подростковых учреждений | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
17.12.12 | Подготовка магистерской диссертаци | |||
19.12.12 | Организация ПСН при проектировании и реконструировании детских и подростковых учреждений | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
21.12.12
|
Основная документация при организация ПСН за проектированием и реконструированием детских и подростковых учреждений | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
22.12.12 | Основная документация при организации ПСН за проектированием и реконструированием детских и подростковых учреждений | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
24.12.12
|
Научно-педагогическая работа | |||
26.12.12 | Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в детских и подростковых учреждениях | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
11.01.13 | Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в детских и подростковых учреждениях | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
1201.13 | Разработка комплексных мер по улучшению воздушно-теплового режима в детских и подростковых учреждениях | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
14.01.13 | Оформление документации по изучению воздушно-теплового режима в детских и подростковых учреждениях | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
16.01.13 | Гигиенические требования к освещению в детских и подростковых учреждениях | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
18.01.13 | Гигиенические требования к освещению в детских и подростковых учреждениях | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
19.01.13 | Разработка комплексных мер по улучшению освещенности в детских и подростковых учреждениях | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
21.01.13 | Оформление документации по изучению освещенности в детских и подростковых учреждениях | к.м.н.
И.Р.Чулпонов |
||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МАГИСТРОВ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
№ | Дата | Перечень тем практических занятий
|
Ответственный
преподаватель |
III СЕМЕСТР | |||
I | №5 Тематический блок: «Гигиенические основы трудового обучения детей и подростков» | ||
03.09.12
05.09.12 |
Семинары по организации обучению в магистратуре | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
1 | 07.08.12 | Гигиенические основы организации трудового и профессионального обучения. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
2 | 10.09.12 | Гигиенические основы организации трудового и профессионального обучения | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
12.09.11 | Гигиенические основы организации трудового и профессионального обучения | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
14.09.12 | Влияние трудового обучения на растущий организм. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
3 | 15.09.12 | Подготовка магистерской диссертации | |
19.09.12
|
Оценка состояния здоровья в связи с занятиями труда. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
21.09.12 | Гигиенические требования к проведению уроков труда в школе. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
22.09.12 | Научно –педагогическая работа | ||
24.09.12
|
Влияние условий проведения профессиональной подготовки на организм подростков | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
26.09.12 | Оценка физической нагрузки в процессе трудового обучения в школе. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
27.09.12 | Оценка физической нагрузки в процессе трудового обучения в школе. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
28.09.12 | Оценка физической нагрузки в процессе трудового обучения в школе. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
4 | 03.10.12 | Гигиенические требования к микроклимату у4чебных мастерских в школе | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
05.10.12
|
Гигиенические требования к микроклимату учебных мастерских в школе | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
08.10.12 | Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в школьных мастерских | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
5 | 10.10.12 | Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в школьных мастерских | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
12.10.12
|
Размеры оборудования и инвентаря в школьных мастерских. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
15.10.12 | Научно-педагогическая работа | ||
17.10.12 | Размеры оборудования и инвентаря в школьных мастерских. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
6 | 19.10.12 | Гигиенические требования к освещенности в школьных мастерских. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
22.10.12
|
Подготовка магистерской диссертации | ||
24.10.12 | Подъем тяжести учащихся в процессе трудового обучения. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
26.10.12 | Подъем тяжести учащихся в процессе трудового обучения. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
29.10.12 | Научно-педагогическая работа | ||
7 | 31.10.12 | Медицинские аспекты профессиональной ориентации подростков | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
02.11.12
|
Медицинские аспекты профессиональной ориентации подростков | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
05.11.12 | Подготовка магистерской диссертации | ||
07.11.12 | Медицинские аспекты профессиональной ориентации подростков | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
09.11.12 | Определение профессиональной пригодности подростков. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
8 | 12.11.12 | Научно-педагогическая работа | |
14.11.12
|
Методы определения профессиональной пригодности подростков. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
16.11.12 | Определение профессиональной пригодности подростков. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
19.11.12 | Подготовка магистерской диссертации | ||
9 | 21.11.12 | Определение ключевых профессионально-значимых функций подростков | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
23.11.12
|
Методы определения ключевых профессионально-значимых функций. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
28.11.12 | Методы определения ключевых профессионально-значимых функций. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
10 | 30.11.12 | Врачебный контроль за профориентацией подростков. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
03.12.12 | Подготовка магистерских диссертаций | ||
05.12.12
|
Врачебный контроль за профориентацией подростков. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
07.12.12 | Врачебный контроль за профориентацией подростков. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
10.12.12 | Научно-педагогическая работа | ||
11 | 12.12.12 | Гигиенические основы организации трудового обучения в профессиональных колледжах | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
14.12.12
|
Гигиенические основы организации трудового обучения в профессиональных колледжах | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
17.12.12 | Подготовка магистерских диссертаций | ||
19.12.12 | Гигиенические основы организации трудового обучения в профессиональных колледжах | Доцент
Гулямова Ш.Х.
|
|
II | №6 Тематик блок: «Гигиенические основы организации и проведения Государственного санитарного надзора в образовательных учрежденеиях разного типа» | ||
12 | 21.12.12
|
Основные виды деятельности врача по гигиене детей и подростков в ЦГСЭН | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
22.12.12 | Основные виды деятельности врача по гигиене детей и подростков в ЦГСЭН | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
24.12.12 | Научно-педагогическая работа | ||
26.12.12 | Виды Государственного санитарного надзора за образовательными учреждениями разного типа | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
11.01.13 | Виды Государственного санитарного надзора за образовательными учреждениями разного типа | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
12.01.13 | Гигиенические основы предупредительного санитарного надзора | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
14.01.13 | Гигиенические основы предупредительного санитарного надзора . | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
16.01.13 | Гигиенические основы текущего санитарного надзора .Виды ТСН | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
18.01.13 | Гигиенические основы текущего санитарного надзора .Виды ТСН | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
19.01.13 | Гигиеническая оценка учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного типа. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
21.01.13 | Гигиеническая оценка учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного типа. | Доцент
Гулямова Ш.Х. |
|
23.01.13 | Правовые основы организации сан.эпид.надзора в
образовательных учреждениях разного типа. |
Доцент
Гулямова Ш.Х. |