Гигиена детей и подростков.

Обучения в магистратуре по гигиена детей и подростков ведется с 2003 года, согласно Государственного Стандарта и требования 5А 720305 – Гигиена детей и подростков на базе направления бакалавриата 5720300 Медико-профилактическое  дело. Продолжительность обучения 2 года. Процесс обучения состоит из 34 тем объединенных 8 блоков в виде семинарских занятии и практических ротаций. Магистратура заканчивается защитой магистерского научного проекта.

Перечень практических навыков по специальности

«Гигиена детей и подростков»

Магистр должен знать.

директивные документы по управлению, финансированию и планированию здравоохранения;

основы менеджмента в здравоохранении, основы управления служб профилактической медицины;

источники и пути распространения зооантропонозов;

эпидемиологические методы в решении распространенности инфекционных и неинфекционных болезней среди детского населения в зависимости от факторов окружающей среды;

санитарно-бактериологические методы исследования;

Магистр должен уметь:

  • дать оценку физического развития ребенка основными методами, применяемыми ГДиП (метод индексов, сигмальных  отклонений,  шкал  регрессии,  процентилий),  отметить недостатки и преимущества каждого метода.
  • дать сравнительную оценку физического развития детских и подростковых коллективов.
  • Оказывать методическую помощь медперсоналу детских и подростковых учреждений по оценке физического развития.
  • оценивать морфофункциональные и биологические особенности подрастающего поколения.
  • определять группы здоровья ребенка и степени риска вероятности возникновения отклонений в нём, вызваемого нарушениями в физическом развитии ребенка
  • анализировать состояния здоровья детских и подростковых коллективов по распространенности нарушений и хронических заболеваний у детей
  • проводить анализ состояния здоровья детей и подростков по данным заболеваемости, по обращаемости, количеству часто болеющих, индексу здоровья
  • Освоить практические навыки по проведению антропометрических исследований детей и подростков — измерение роста, окружности грудной клетки, взвешивание, определение мышечной силы рук, спирометрия, определения осанки, вторичных половых признаков.
  • разрабатывать методику отбора материалов физического развития детей и подростков для статистической разработки с целью выведения стандартов.
  • определять точный возраст обследуемых детей, проведение возрастной группировки материала.
  • проводить расчёт средних величин основных признаков физического развития способом моментов: средней арифметической взвешенной, среднего квадратического отклонения, а также ошибки средней арифметической, коэффициента вариации.
  • составлять таблицы стандартов
  • провести анализ медицинского контроля за развитием здоровьем дошкольников и учащихся на основе массовых скрининг-тестов и методы оздоровления в условия детского сада, школы
  • дать гигиеническую оценку лечебно-оздоровительной работе в детских оздоровительных учреждениях
  • анализировать нормы соблюдения при проектировании вновь строящихся и реконструируемых проектов ДУ;
  • проводить санитарно- эпидемиологическую  экспертизу  проектов образовательных учреждений (ДДУ. школ, школ-интернатов, колледжей) с использованием нормативной документации и составлять заключение
  • Работать с законодательными и нормативно-методическими документами
  • оценить основные принципы размещения и планировки образовательных учреждений
  • провести оценку планировки и благоустройства участка и здания на основании нормативной документации
  • провести анализ степени соответствия проекта санитарным нормам и правилам и подготовить соответствующее заключение по форме 303.
  • провести гигиенический анализ воздушной среды закрытых помещениях.
  • дать гигиеническую оценку состава воздуха в помещениях.
  • работать с КМК 2.01.05-98 «Естественное и искусственное освещение»;
  • оценить генеральный план проектов ДПУ
  • оценить ситуационный план проектов ДПУ
  • провести оценку планировки и благоустройства участка и здания на основании нормативной документации
  • определять отдельные размеры школьной мебели
  • Дать гигиеническую оценку мебели в классе
  • Составить план-задание для школы на приобретение мебели
  • Дать оценку рабочей позы учащегося
  • Обсудить позы учащихся
  • определить и оценить функциональные размеры школьной мебели
  • Определять, пользуясь соответствующими ГОСТами, принадлежность мебели к определенной группе
  • Оценить правильность подбора мебели исходя из антропометрических показателей ребенка
  • Оценить правильность расстановки мебели в учебном помещении и рассаживании учащихся исходя из состояния здоровья
  • Оценить посадку учащихся за школьной мебелью
  • дать гигиенической оценку различных видов деятельности.
  • исследовать продолжительность и характер деятельности детей
  • оценить режим дня детского коллектива и индивидуума в зависимости от возраста состояния здоровья, типа учреждения.
  • дать гигиеническую оценку режиму дня детей дошкольного и школьного возраста с отклонением в состоянии здоровья
  • дать гигиеническую оценку основным компонентам, учитывающийся при построении режима дня детей дошкольного и школьного возраста с отклонением в состоянии здоровья.

Гигиена питания

Обучение в магистратуре по гигиене питания ведется с 2003 года, согласно Государственный Стандарта и требования 5А 720304 — Гигиена питания на базе направления бакалавриата 5 720300 Медико — профилактическое дело. Продолжительность обучения 2 года. Процесс обучения состоит из 26 тем объединенных 6 блоков в виде семинарских занятии и практических ротаций. Магистратура заканчивается защитой магистерского научного проекта.

Перечень практических навыков но специальности «Гигиена питания» Магистр должен знать:

  1. Основные закономерности формирования патофизиологических и компенсаторных механизмов обмена веществ при основных алиментарных заболеваниях.
  2. Проблемы и задачи нутрициологии и диетологии в период перехода к рыночной экономике и общей экологической ситуации.
  3. Современные методы и методические приемы изучение состояния питания в связи с научно-техническим прогрессом.
  4. Отрицательные воздействия факторов окружающей среды на качество, пищевую и биологическую ценность сельскохозяйственного продовольственного сырья.
  5. Положительных и отрицательных последствиях применения различных теорий о питании.
  6. Критерии безопасности  пищевой  продукции  по  санитарно-экологическим и эпидемиологическим показателям.
  7. Принципы и методы нормирования потребностей организма в пищевых веществах , энергии и среднесуточных норм продовольственного обеспечения с ученом национальных привычен в питании и социально- экономического состояния.
  8. Физиологические, минимальные и оптимальное нормы потребности в пищевых энергии и продуктах питания для различных профессиональных и половозрастных гупп населения.

Магистр должен уметь:

  1. Разработать комплексных проектов и планов мероприятий по алиментарной профилактике распространённых заболеваний.
  2. Проведении и оценка данных экспериментальных и лабораторных исследований пищевой и биологический ценности.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МАГИСТРОВ  1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

 

Дата

 

Перечень тем практических занятий

Ответственный по проведению практических занятий
I СЕМЕСТР
I №1 Тематик блок: «Здоровье, физическое развитие и состояние питания детей в различных образовательных учреждениях »
03.09.12

05.09.12

Проведение семинара по организации занятий в магистратуре к.м.н.

И.Р.Чулпонов

07.09.12 Показатели состояния здоровья и факторы ее формирующие к.м.н.

И.Р.Чулпонов

08.09.12 Принципы и основные показатели оценки состояния здоровья детей и подростков к.м.н.

И.Р.Чулпонов

10.09.12 Факторы влияющие на здоровье детей и подростков. Критерии, характеризующие состояние здоровья. к.м.н.

И.Р.Чулпонов

12.09.12 Социально-гигиенические аспекты состояния здоровья к.м.н.

И.Р.Чулпонов

14.09.12 Критерии комплексной оценки состояния здоровья (группы здоровья) к.м.н.

И.Р.Чулпонов

15.09.12  Критерии комплексной оценки состояния здоровья (группы здоровья к.м.н.

И.Р.Чулпонов

17.09.12

 

Динамика состояния здоровья детей к.м.н.

И.Р.Чулпонов

19.09.12 Региональные особенности формирования здоровья детей и подростков к.м.н.

И.Р.Чулпонов

21.09.12

 

Ранговое распределение заболеваемости детей различных возрастных  групп к.м.н.

И.Р.Чулпонов

22.09.12 Организация углубленных медицинских осмотров к.м.н.

И.Р.Чулпонов

24.09.12 Научно-педагогическая работа
26.09.12 Гигиеническая оценка организации углубленных медицинских осмотров к.м.н.

И.Р.Чулпонов

28.09.12

 

Основные закономерности роста и развития детского организма. Ускорение темпов роста и развития. к.м.н.

И.Р.Чулпонов

29.09.12 Основные закономерности роста и развития детского организма. Ускорение темпов роста и развития. к.м.н.

И.Р.Чулпонов

03.10.12 Основные теории акселерации к.м.н.

И.Р.Чулпонов

05.10.12

 

Возрастная периодизация детских и подростковых контингентов к.м.н.

И.Р.Чулпонов

06.10.12 Возрастная периодизация детских и подростковых контингентов к.м.н.

И.Р.Чулпонов

08.10.12 Научно-педагогическая работа
10.10.12 Физическое развитие детей и подростков к.м.н.

И.Р.Чулпонов

12.10.12

 

Основные показатели физического развития детей и подростков к.м.н.

И.Р.Чулпонов

13.10.12 Факторы влияющие на физическое развитие  детей и подростков к.м.н.

И.Р.Чулпонов

15.10.12 Научно-педагогическая работа
17.10.12 Методы оценки физического развития к.м.н.

И.Р.Чулпонов

19.10.12

 

Критерии оценки биологического возраста к.м.н.

И.Р.Чулпонов

20.10.12 Комплексная оценка физического развития к.м.н.

И.Р.Чулпонов

22.10.12 Комплексная оценка физического развития к.м.н.

И.Р.Чулпонов

24.10.12 Подготовка магистерских диссертаций
25.10.12 Развитие заболеваемости в зависимости от уровня   физического развития к.м.н.

И.Р.Чулпонов

26.10.12

 

Развитие заболеваемости в зависимости от уровня   физического развития к.м.н.

И.Р.Чулпонов

27.10.12 Стандарты физического развития детей и подростков к.м.н.

И.Р.Чулпонов

29.10.12 Научно-педагогическая работа
31.10.12 Разработка  гигиенических мер по улучшению физического развития  детей и подростков к.м.н.

И.Р.Чулпонов

02.11.12

 

Основные принципы рационалного питания детей и подростков к.м.н.

И.Р.Чулпонов

03.11.12 Физиологические нормы потребности в пищевых веществах и энергии детей и подростков к.м.н.

И.Р.Чулпонов

05.11.12 Подготовка магистерской диссертации
07.11.12 Особенности питания детей в различных детских учреждениях. к.м.н.

И.Р.Чулпонов

09.11.12

 

Особенности питания детей в различных детских учреждениях к.м.н.

И.Р.Чулпонов

10.11.12 Особенности питания детей в различных детских учреждениях к.м.н.

И.Р.Чулпонов

12.11.12 Научно-педагогическая работа
14.11.12 Гигиенические требования к составлению меню-раскладки в детских учреждениях к.м.н.

И.Р.Чулпонов

16.11.12

 

Основные принципы питания детей с отклонениями в состоянии здоровья к.м.н.

И.Р.Чулпонов

17.11.12 Медицинский контроль за организацией питания в детских учреждениях к.м.н.

И.Р.Чулпонов

19.11.12 Подготовка магистерской диссертации
21.11.12 Контроль за хранением и сроками реализации продуктов питания в детских учреждениях к.м.н.

И.Р.Чулпонов

23.11.12 Контроль  за технологией  и качеством приготовления  различных блюд  для детей. к.м.н.

И.Р.Чулпонов

25.11.12 Контроль за  качеством и количеством рациона питания к.м.н.

И.Р.Чулпонов

26.11.12 Научно –педагогическая работа
II №2 Тематик блок: «Гигиенические основы  проектирования и строительства детских и подростковых учреждений»
28.11.12 Основные принципы проектирования и строительства детских и подростковых учреждений к.м.н.

И.Р.Чулпонов

30.11.12

 

Основные принципы проектирования и строительства детских и подростковых учреждений к.м.н.

И.Р.Чулпонов

01.12.12 Основные принципы проектирования и строительства детских и подростковых учреждений к.м.н.

И.Р.Чулпонов

03.12.12 Работа над магистерской диссертацией
05.12.12 Гигиеническая оценка земельного участка для строительства детских и подростковых учреждений к.м.н.

И.Р.Чулпонов

07.12.12

 

Основные этапы проектирования детских и подростковых учреждений к.м.н.

И.Р.Чулпонов

08.12.12 Основные этапы проектирования детских и подростковых учреждений к.м.н.

И.Р.Чулпонов

10.12.12 Научно-педагогическая работа
12.12.12 Гигиенические особенности планировки и строительства для детей с отклонениями в состоянии здоровья к.м.н.

И.Р.Чулпонов

14.12.12

 

Гигиеническая характеристика полимерных и других строительных материалов при строительстве детских и подростковых учреждений к.м.н.

И.Р.Чулпонов

15.12.12 Организация ПСН при проектировании и реконструировании  детских и подростковых учреждений к.м.н.

И.Р.Чулпонов

17.12.12 Подготовка магистерской диссертаци
19.12.12 Организация ПСН при проектировании и реконструировании  детских и подростковых учреждений к.м.н.

И.Р.Чулпонов

21.12.12

 

Основная документация при организация ПСН за проектированием и реконструированием  детских и подростковых учреждений к.м.н.

И.Р.Чулпонов

22.12.12 Основная документация при организации ПСН за проектированием и реконструированием  детских и подростковых учреждений к.м.н.

И.Р.Чулпонов

24.12.12

 

Научно-педагогическая работа
26.12.12 Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в детских и подростковых учреждениях к.м.н.

И.Р.Чулпонов

11.01.13 Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в детских и подростковых учреждениях к.м.н.

И.Р.Чулпонов

1201.13 Разработка комплексных мер по улучшению воздушно-теплового режима в детских и подростковых учреждениях к.м.н.

И.Р.Чулпонов

14.01.13 Оформление документации по изучению   воздушно-теплового режима в детских и подростковых учреждениях к.м.н.

И.Р.Чулпонов

16.01.13 Гигиенические требования к освещению в детских и подростковых учреждениях к.м.н.

И.Р.Чулпонов

18.01.13 Гигиенические требования к освещению в детских и подростковых учреждениях к.м.н.

И.Р.Чулпонов

19.01.13 Разработка комплексных мер по улучшению освещенности в детских и подростковых учреждениях к.м.н.

И.Р.Чулпонов

21.01.13 Оформление документации по изучению  освещенности в детских и подростковых учреждениях к.м.н.

И.Р.Чулпонов

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МАГИСТРОВ  2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Дата Перечень тем практических занятий

 

Ответственный

преподаватель

III СЕМЕСТР
I №5 Тематический блок: «Гигиенические основы трудового обучения детей и подростков»
03.09.12

05.09.12

Семинары по организации обучению в магистратуре Доцент

Гулямова Ш.Х.

1 07.08.12 Гигиенические основы организации трудового  и профессионального обучения. Доцент

Гулямова Ш.Х.

2 10.09.12 Гигиенические основы организации трудового  и профессионального обучения Доцент

Гулямова Ш.Х.

12.09.11 Гигиенические основы организации трудового  и профессионального обучения Доцент

Гулямова Ш.Х.

14.09.12 Влияние трудового обучения на  растущий организм. Доцент

Гулямова Ш.Х.

3 15.09.12 Подготовка магистерской диссертации
19.09.12

 

Оценка состояния здоровья в связи с занятиями труда. Доцент

Гулямова Ш.Х.

21.09.12 Гигиенические требования к проведению уроков труда в школе. Доцент

Гулямова Ш.Х.

22.09.12 Научно –педагогическая работа
24.09.12

 

Влияние условий проведения профессиональной подготовки на организм подростков  Доцент

Гулямова Ш.Х.

26.09.12 Оценка  физической нагрузки  в процессе   трудового обучения в школе. Доцент

Гулямова Ш.Х.

27.09.12 Оценка  физической нагрузки  в процессе   трудового обучения в школе. Доцент

Гулямова Ш.Х.

28.09.12 Оценка  физической нагрузки  в процессе   трудового обучения в школе. Доцент

Гулямова Ш.Х.

4 03.10.12 Гигиенические требования к микроклимату у4чебных мастерских в школе Доцент

Гулямова Ш.Х.

05.10.12

 

Гигиенические требования к микроклимату учебных мастерских в школе Доцент

Гулямова Ш.Х.

08.10.12 Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму  в школьных мастерских Доцент

Гулямова Ш.Х.

5 10.10.12 Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму  в школьных мастерских Доцент

Гулямова Ш.Х.

12.10.12

 

Размеры оборудования и инвентаря в школьных мастерских. Доцент

Гулямова Ш.Х.

15.10.12 Научно-педагогическая работа
17.10.12 Размеры оборудования и инвентаря в школьных мастерских. Доцент

Гулямова Ш.Х.

6 19.10.12 Гигиенические требования к освещенности в школьных мастерских. Доцент

Гулямова Ш.Х.

22.10.12

 

Подготовка  магистерской диссертации
24.10.12 Подъем тяжести учащихся в процессе трудового обучения. Доцент

Гулямова Ш.Х.

26.10.12 Подъем тяжести учащихся в процессе трудового обучения. Доцент

Гулямова Ш.Х.

29.10.12 Научно-педагогическая работа
7 31.10.12 Медицинские аспекты профессиональной ориентации подростков Доцент

Гулямова Ш.Х.

02.11.12

 

Медицинские аспекты профессиональной ориентации подростков Доцент

Гулямова Ш.Х.

05.11.12 Подготовка магистерской диссертации
07.11.12 Медицинские аспекты профессиональной ориентации подростков Доцент

Гулямова Ш.Х.

09.11.12 Определение профессиональной пригодности подростков. Доцент

Гулямова Ш.Х.

8 12.11.12 Научно-педагогическая работа
14.11.12

 

Методы определения профессиональной пригодности подростков. Доцент

Гулямова Ш.Х.

16.11.12 Определение профессиональной пригодности подростков. Доцент

Гулямова Ш.Х.

19.11.12 Подготовка магистерской диссертации
9 21.11.12 Определение  ключевых профессионально-значимых функций подростков Доцент

Гулямова Ш.Х.

23.11.12

 

Методы определения ключевых профессионально-значимых функций. Доцент

Гулямова Ш.Х.

28.11.12 Методы определения ключевых профессионально-значимых функций. Доцент

Гулямова Ш.Х.

10 30.11.12 Врачебный контроль за профориентацией подростков. Доцент

Гулямова Ш.Х.

03.12.12 Подготовка магистерских диссертаций
05.12.12

 

Врачебный контроль за профориентацией подростков. Доцент

Гулямова Ш.Х.

07.12.12 Врачебный контроль за профориентацией подростков. Доцент

Гулямова Ш.Х.

10.12.12 Научно-педагогическая работа
11 12.12.12 Гигиенические основы организации трудового обучения в профессиональных колледжах Доцент

Гулямова Ш.Х.

14.12.12

 

Гигиенические основы организации трудового обучения в профессиональных колледжах Доцент

Гулямова Ш.Х.

17.12.12 Подготовка магистерских диссертаций
19.12.12 Гигиенические основы организации трудового обучения в профессиональных колледжах   Доцент

Гулямова Ш.Х.

 

II №6 Тематик блок: «Гигиенические основы   организации  и проведения Государственного санитарного надзора в образовательных учрежденеиях разного типа»
12 21.12.12

 

Основные виды деятельности  врача по гигиене детей и подростков в ЦГСЭН Доцент

Гулямова Ш.Х.

22.12.12 Основные виды деятельности  врача по гигиене детей и подростков в ЦГСЭН Доцент

Гулямова Ш.Х.

24.12.12 Научно-педагогическая работа
26.12.12 Виды  Государственного санитарного надзора за образовательными учреждениями разного типа Доцент

Гулямова Ш.Х.

11.01.13 Виды  Государственного санитарного надзора за образовательными учреждениями разного типа Доцент

Гулямова Ш.Х.

12.01.13 Гигиенические основы предупредительного санитарного надзора Доцент

Гулямова Ш.Х.

14.01.13 Гигиенические основы предупредительного санитарного надзора . Доцент

Гулямова Ш.Х.

16.01.13 Гигиенические основы текущего санитарного надзора .Виды ТСН Доцент

Гулямова Ш.Х.

18.01.13 Гигиенические основы текущего санитарного надзора .Виды ТСН Доцент

Гулямова Ш.Х.

19.01.13 Гигиеническая оценка учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного типа. Доцент

Гулямова Ш.Х.

21.01.13 Гигиеническая оценка учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного типа. Доцент

Гулямова Ш.Х.

23.01.13 Правовые основы организации сан.эпид.надзора в

образовательных учреждениях разного типа.

Доцент

Гулямова Ш.Х.